Даже катаясь вдоль подъемников, стоит иметь некоторые вещи в рюкзаке или поясной сумочке: перевязочный пакет, запасную маску, отвертку, шоколадку и еще пару неотягащающих мелочей. Когда же мы занимаемся фрирайдом и бэккантри, то этот набор существенно расширяется. И, по-хорошему, без него выходить на катание — признак плохого тона, по крайне мере в среде профессионалов.
На примере своего НЗ-комплекта я рассмотрю средневзвешанный гидовский набор. НО, по сути, 90% из этого можно и нужно брать любому райдеру, выходящему кататься вне трасс. Ведь, как известно, «случаи бывают разные, но достаточно и одного». Сразу оговорюсь, здесь именно то, что в повседневном катании и работе я НЕ использую. На то он и НЗ-комплект. Здесь нет таких вещей как:
- аптечка
- термос с перекусом
- лавинный комплект (бипер, щуп, лопата)
- девайсы для шурф-тестов (лупа, термометры, линейка, cristal cards, угломер и др.)
- рация
- карта района
- очки
- отвертка
- камуса
Взвешено электронным безменом, с точностью до 5 г. Округление — до ближайшего числа, кратного 5-ти.
1. Налобный фонарик 100 г.
Светодиодный и со свежими батарейками, а не оставшимися с прошлого сезона. Хорошо бы помощнее. Я предпочитаю использовать налобники выдающие на максимуме не менее 80-90 люмен. Лучше — больше. Во время ночных шатаний по лесу, спасработ и прочих «радостей» не только удобство, но и безопасность зависит от яркости вашего фонаря, особенно, если ведутся поисковые работы, а также, когда у других фонарей нет. И не важно, идете выходите вы с планами на час-полтора или на целый день, налобник нужно брать с собой. Именно в тот день когда его не берешь, он, как правило, нужен больше всего)).
2. Комплект запчастей для креплений (стрепы, болты, трещетки) 120 г.
Еще когда покупаются крепления, хорошо бы приобрести к ним все возможные запчасти, начиная от болтов и заканчивая трещотками. При смене креплений — смена и комплекта запчастей! Нет таких креплений, у которых что-либо не откручивается / отваливается (со временем). Самое большое количество проблем, связанных со снаряжением на катании, — из-за разваливающихся крепов, особенно, у сноубордистов. Дабы не испортить себе прекрасный день (а заодно и своим компаньонам), всегда стоит иметь с собой запчасти. И отвертку с ключом или мини-пассатижами, само собой.
3. Армированный скотч 80 г.
Самый универсальный и спасительный элемент НЗ-комплекта. Им можно починить-зачинить почти все, начиная от порванных штанов на заднице и заканчивая креплениями. По соотношению «вес-полезность», сравняться с армскотчем не может никто. Так что, это самый полезный вес, какой вы только можете брать с собой. Часть из него стоит намотать на палки, под рукоятки (по 1-1.5 метра), чтобы было в ближайшем доступе, а остальное, в исходном виде — в рюкзак.
4. Запасная маска 130 г.
Глазки, хоть и парный орган, но нужно беречь. Бывает, когда при падении в павдере маска теряется, особенно у тех, кто катается без шлема, при падении на жестком же — ломается (не сама линза, конечно, а оправа или крепление к ней). В этом случае можно остаться на катании без маски на некоторое время, что, совсем не полезно для глаз. А в случае снегопада и просто невозможно ехать, — сечет глаза. Так что, чтобы не попасть в просак, очень полезно иметь в рюкзаке запасную маску. Хорошо если она со средней степенью защиты (2-3 кат.), чтобы могла подойти под любую погоду (не знаешь же, в какую придется ее использовать).
5. Теплая одежда (пуховка) 550 г.
Все спасатели, гиды и просто люди с опытом, всегда берут с собой запасную теплую куртку. Мало ли, остановилась канатка и сидеть ждать 3 часа, или кто травмировался и нужно укрыть потеплее, или еще что… Да, пригождается редко (по счастью), зато на сколько она «в тему», когда, наконец, этот момент случается. У меня отличная ультралегкая пуховка, причем длинная, закрывает копчик, а капюшон налезает на шлем, так что ее можно одеть прямо катального снаряжения.
6. Шоколадка 100 г.
Это не перекус, а убранная подальше заначка. Не сникерс, где вся таблица Менделеева (зачем так себя не любить-то?), а любой хороший шоколад, состоящий из 4-5 инградиентов, как и положено настоящему шоколаду (как классическое пиво может состоять лишь из 4 неизменных компонент, так и шоколад)). Про здоровое питание и подход (мой опыт).
7. Запасные батарейки (для бипера, сотового и термометров) ок.100 г.
Ну тут все понятно. Важно не класть их просто кучей, ведь элементы питания не должны касаться друг друга контактами, во избежании убыстренного саморазряда. Идеально, если они замотаны изолентой и убраны в герметичный zip. И про запасной аккум к сотовому не забудьте! Если рация дохлая, то и к ней тоже.
8. Изофойл 80 г.
Оно же — «космическое одеяло». На случай травм / транспортировки пострадавшего, ну и подобных радостей. Просто должно быть с собой и все тут. Обычно лежит в аптечке, но лучше держать отдельно, среди НЗ. Когда катание происходит в удаленных районах и продолжительностью полный день, то со мной всегда еще или бивакзак PIEPS (он же — транспортировочный мешок), или тент-шелтер — Mini Guide Tarp, 300 г., фирмы Brooks-Range. Последний — шикарная весч При весе 300 г. это полноценный тент 2.1*2.7 метра, причем с кучей люверсов по краям и с липучкой там же (можно герметично завернуться втроем-вчетвером и переждать непогоду). У них много вариантов подобных тентов и шелтеров, включая и совмещенные с носилками.
9. Мультитул Leatherman Squirt 55 г.
Полноценный нож-инструмент, с большим количеством функций: плоскогубцы, ножницы, отвертка, нож, пилка. Самое главное — очень легкий и в нем есть плоскогубцы. Для импровизированного ремонта часто именно их и не хватает. Альтернатив этому мультитулу нет, увы, все остальные, сильно тяжелее.
10. Ремкомплект: изолента, отвертка (микро), репшнурик, хомутики и др. 20 г.
Все это лежит в серо-оранжевом кейсе, лежащем ниже. Это мой лавинный kit, там живут термометры и проч., а заодно эта ремонтая мелочовка. Очень удобно.
11. GPS 140 г.
Пользуюсь редко, особенно в районах которые хорошо знаю, но, в тумане и при плохой дальности видимости бывает актуально. Хотя бы вернутся по своему треку обратно, или выйти на какую-то неочевидную точку (нет явных ориентиров). Так что, почти всегда он с собой, лежит, «на всяк пожарный». Залитая карта не обязательна, но, желательна. + компас 65 г. Как GPS не заменяет карты и компаса, так и наоборот. Они лишь дополняют друг друга. Но, стоит брать с собой, только если вы умеете им пользоваться (брать азимуты, обратные азимуты, учитывать склонение), в противном случае смысла таскать нет.
12. Стягивающий ремень 25 г.
Для импровизированных носилок и шинирования. Бывает в разных формах, но не суть. Главное иметь.
13. JetBoil Sol 350 г.
Если предполагается долгий выход, вдали от инфраструктуры и жилья, то для дозаправки термосов — самое то. Вместе с баллоном 125 г. это почти 0.5 кг, зато, ежели что, можно сделать 10-15 термосов чая. Да и для подстраховки, мало ли что.
14. Запасные перчатки 15 г.
О чудесных НЗ-верхонках Windmit. Полноценные запасные перчи они не заменяют (их я тоже беру, windstopper, вес 50 г.), но как дополнительные — супер.
Итого 2.400 г. вес всего этого набора. В 95% случаев я НЕ беру JetBoil и шелтер Brooks-Range, соответственно, реальный вес НЗ-комплекта — 1600 г. Согласитесь, не так уж и много. Тем более, учитывая, что общий вес моего гидовского катального рюкзака находится в вилке 8-12 кг. На этом фоне, 1.6 погоды не делают, а безопасности и потенциальной эффективности добавляют много.
Комплект альпснаряги для фрирайда и бэккантри (лайт-версия)
Автор: Алекс Кузмицкий