Если скажут мне – выбирай , у тебя есть всего одна поездка в Горы . Так получилось , только один раз и на неделю , куда угодно , но в разумных пределах . Выбирать можно , но недолго , чтобы отключить аналитическую судорожную работу мысли . Оставить только стук сердца , при каком слове оно забьется чаще . Я раздумываю не очень долго , ровно столько , чтобы набрав побольше воздуха шумно выдохнуть – « Гудаури !» .
Это Кавказ , мой любимый Кавказ . Я заболел им пять лет назад, впервые побывав в Приэльбрусье . Я не могу без него , я задыхаюсь . Моя музыка – ровная барабанная дробь названий его вершин - Когутай , Донгузорун , Мусса –Ачитара , Шхельда , Кудеби , Коби , Бидара , Ушба . Мое дыхание – теплый воздух , струящийся над нагретыми солнцем камнями . Мой смех – капель с крыши , где подтаяла метровая шапка снега , веселый говорок ручья с каменистым руслом . Моя улыбка – белоснежные бескрайние поля под иссиня – бездонным небом .
Я колесил по миру , всегда возвращаясь к своему Кавказу , словно домой . Словно к истокам , к теплу родного очага , к земле предков . Чегет , Азау , Адыр Суу , Гудаури , Эльбрус … Я смотрел с его вершины на Главный Кавказский Хребет , широко расставив руки , словно пытаясь обнять , охватить , приникнуть всем телом . Я обещал ему возвращаться , не предавать . Он никогда не обманывал , был иногда суров , но всегда честен .
Сколько друзей подарил мне Кавказ – не счесть . Я дорожил каждым мгновением нашей дружбы . Я хотел познакомить всех своих близких с этим чудесным краем . Страной белошапочных вершин , быстроногих словно лань , рек и ручьев , гордых и сильных мужчин , черноглазых женщин с осиной талией .
Я вез их , своих любимых людей в Грузию . Я хотел одарить их этим снежным океаном , облизывающим ноги как маленький щенок , дать вкусить запах очага в гостеприимном доме , вытащить ранним утром окинуть взглядом магические горы , омытые первым лучом солнца . Они этого заслуживали , мои добрые друзья .
Они даже терпеливо сносили нелегкую дорогу, на которую я их обрек , терзаемый жаждой экспериментов .
Мне было что им рассказать о своей любимой стране высоких вершин и я , полузакрыв глаза , делился с ними своими воспоминаниями , плыл по волнам памяти . И дальняя дорога становилась ближе и как-то незаметно прошла . А когда на твоем пути встают горы во всей своей утренней красе – ты не можешь злиться , бурчать , недовольно хмуриться . Ты можешь только восторженно созерцать , медленно поводя головой из стороны в сторону , слегка прикусив губу от восторга , широко улыбаясь от переполняющего счастья.
- Когда ты едешь на Кавказ
В твой душе поют капели
И айсберг нажитого льда
Стекает каплями из глаз
Я еще успел удивиться – как умудряется грузинская граница очень эффективно работать в условиях Большой Стройки . Масштабы впечатляют , на глазах вырос целый терминал , за ним гидросооружение , очень важное для энергонезависимости . Как-то буднично , провинциально мы проскочили таможенные и пограничные формальности , заглянув в обьектив распознающей камеры , поменяли немножко денег и даже успели погреться на солнышке . И началась Грузия …
Корова – священное животное не только в Индии . Даже самый невзрачный грузинский теленок с самого детства знает , что просто так уступать дорогу автобусу не нужно . А нужно требовательно промычать : « Денги давай !» . Правда мешали они только нашим водителям , мы же , разинув рты , рисовали носами аккуратные пятачки на стеклах , любуясь Дарьяльским ущельем .
Нависшая глыба Казбека , едва различимая , а скорее даже представляемая на своем месте двухкупольная церковь Троицы в легкой дымке , словно парящая в воздухе …
И скалы неповторимой красоты , то взметнувшие ввысь руки , то выплеснувшиеся к дороге широким конусом лавинного выброса . Где- то с зеленцой , малахитовые , рядом нежно – розовые , поймав луч солнца , они словно расцветают . Легкая седина тумана слегка холодит их шершавую кожу , но они дикие , им чужды холод и прикосновение .
Ближе к перевалу появляется снег . По обочинам он до мяса разворочен цепями тягачей , натружено скребущихся вверх с многотонными фурами через плечо . Это Военно –грузинская дорога , 208 км смелости и отчаяния , терпения и умения просто ждать . Ждать погоду , ждать тягач , ждать очередь , просто ждать .
А в Степацминде тепло . Первое терпковатое вино , теплый лаваш , который ты рвешь зубами , отрываешь мягкий ломоть , урча словно зверь, кушаешь , не обращая внимания на слегка улыбающиеся горы . Что – то слегка поскрипывает на зубах , наверное песок , прилипший в тандыре . Черт с ним , вкусно же !!
Словно в родной дом я захожу в « Озон « . Как будто уезжал в командировку на недельку , вернулся с поезда , загоревший , слегка уставший с дороги , голодный . Подошел к двери , вытер ноги , привычно повернул ключ в замочной скважине , толкнул слегка плечом …
Все вокруг знакомо и привычно , все то же теплое ски –депо с аккуратными мебельными крючочками . Но у меня неувязочка – Армада не влазит в стандартное место . Когда рука мастера аккуратно строгала эти ниши , лыжи были в два раза уже . Но у меня есть волшебная широкая резиночка от самого Отто Ивановича . И Джинджер спокойно улеглась в свою койку .
Кавказская привычка ходить после ужина взяла верх . Связавшись в двойку со старым другом Львом , мы отправились на поиски приключений . Вечерний Гудаури сиял фонарями , отбрасывая разноцветные всполохи медленно проехал полицейский джип , патрулируя окрестности . Шлось легко и весело , ноги привыкали к твердой земле после непостоянства микроавтобуса . Лев много шутил , был на удивление многословен и настроен философски . Я прекрасно понимал , что моему другу нравится эта атмосфера , эдакая кавказская камерность , умиротворенность , отдыхающие ночные горы , слегка накрапывающий снежок , предвкушение классного путешествия .
А еще больше он стал раздувать ноздри от счастья , когда увидел в супермаркете « Смарт « , моментально получившем название « Белочка « так почитаемый им мацони . И радостно держа упаковку мацони наперевес , словно джедай свой меч , мы ворвались в « Озон « . Припорошенные снегом , с гудящими ногами , раскрасневшиеся . Отдыхать нам никто не дал , да мы и не планировали . Жаль опоздали на романтический вечер со Степаном , но попали в крепкие обьятия Валико Папая , доставленного в штаб –квартиру остальной частью Банды . Мои друзья заняли целый этаж в « Севене « , деловито установили правила общежития , слегка потеснив в правах курящую часть населения , применили легкие адаптогенные препараты и ожидали нас в холле , вытянув ноги к жаркому камину .
Это был украинский вечер в Гудаури . Никак не мог наговориться со мной галантный Папай , поразивший всех своим чудо –шлемом , наши новые друзья из Киева умудрились притащить целый коробок дерунов и грозились завтра прийти с кастрюлей борща . Ну все как дома , все те же знакомые и родные лица . И все тянут в гости а мы и не имеем права отказаться , мы теперь на Кавказе . Их дом –наш дом .
Ах как сладко спалось после дороги , кутерьмы поселения , шумного вечера … Как здорово высунуть нос из-под одеяла на свежий воздух , самому укутаться поплотнее , сквозь ресницы взглянуть на посеревшие предрассветные горы за окном . И знать что до подьема еще полчаса . Полчаса неги и мягкого тепла .
А потом – брысь , бегом на улицу ! Солнышко встретило меня на зарядке , массив Чрдили слепил белой стеной , я тихонечко улыбался , выполняя привычные махи и растяжки . Денек обещал быть светлым .
Как можно так долго завтракать ? Народ , вы что , вчера перегуляли ? Или это кавказский бесконтактный завтрак – смотришь , но рукам волю не давай . Ведь уже урчит возле входа боевой конь Германа , а Добряк подгоняет копуш , желая сэкономить силы .
Я имею альтернативное мнение . Я буду ходить , я буду расходовать свои силы , у меня их хватит и подойти и откатать полный день . Я хочу этой легкой усталости . Я кайфую от неспешного трипа по знакомой дорожке , где на каждом шагу новый яркий кадр , когда мускулистым теплом наливаются ботинки , а под Икс – Биоником знакомый легкий холодок вдоль спины . Это еще и холодок предвкушения . Уже пошел в кровь адреналин , легкая эйфория кружит голову , новые телескопы ладно сидят в руке .
На бирже перед первой очередью – тусовка . Кто –то скатился от гостиницы , кто –то пришел как мы … Разворачивают свои супермаркеты бабушки . Ох , как я закатился под витрину одной из них , соскользнув одной одетой лыжей по ледяному уклону . Ски –пасс стабилен , 30 лари за день , чем больше дней – тем прогрессивно дешевле . Карту можно спрятать в карман , бесконтактные турникеты безотказны . Правда иногда тупят , почуяв буковельский абонемент . Интересно , это что –то личное или все таки бизнес ?
- Голубое небо , белая Гора
Коридор подьемника – ворота в рай
Снежные просторы , света миражи
Это наши горы – это наша жизнь .
« Подьемник тренькнул и поехал в небо « . Эту фразу я прочел когда –то у Визбора . Он ее придумал во время посадки на чегетскую парнокопытку . Я произнес ее в жизни много –много раз , все время садясь с этими словами в кресло . Лев был в курсе , он посмотрел на меня и улыбнулся . Я мыслями уже был далеко , где –то на склоне Кудеби , осматривая подходы и облизываясь . Знакомый вельвет в крупный рубчик . За ночь ратраки подготовили аккуратную трассу . Пользуясь своим правом кто –то уже пишет дуги , аппетитно похрустывая снежной вафелькой . Звучит приятная музыка , бармен в кафе « Витамин « вдохновенно протирает и без того чистые бокалы . Солнышко ловко забирается в свободные места между шлемом и воротником , здорово греет . А это значит …А это значит что нам везет с погодой !
Вот эти горы , словно девушки , купающиеся в утреннем тумане , безмятежное солнце , искрящийся снег – это рецепт счастья от Гудаури . Вернее не рецепт , а ощущение счастья . Кажется , что ты реально можешь здесь прикоснуться к своему счастью , такому , как ты его представляешь . Если ты не мыслишь свою жизнь без снега , скорости , торжества владения собой , точности движений . Если ты не матрасник , приехавший на лыжи , то любое твое представление о лыжном рае , нирване , Эльдорадо – у кого на что хватает фантазии , становятся реальностью .
« Вячеслав Николаевич …..» - я знаю продолжение этой фразы , я бросаю свою философию , крепко бью по подставленной ладони , жму рукой в перчатке такую же . Это Айс Боб привел севеновский отряд . Они великолепны , мои друзья . Бодрые красавцы , прекрасно отдохнувшие , улыбающиеся как защекоченные . Я –то знаю действие этого веселящего газа , густого и ароматного гудаурского воздуха .
Ну как с такой Бандой не отутюжить Кудеби с трех сторон . Конечно катать , ребятушки , и чтобы без перерыва . После пары спусков приходит тактика . Северные склоны пожестче , невыкатанный снег не так тяжел , скольжение куда лучше . На солнечных югах помягче , кое –где даже показался акульий зубик .
Маршрут к гондоле кажется бесконечным . За крутячком – кулуар , за кулуаром – разбитое поле , ниже пересекаем трассу , еще уклончик и бесконечный выкат , где слегка постанывают ножки . Возле гондолы – никого , ни одна кабинка не уходит заполненной . Правда и здесь без казусов не обошлось . Я пихал , пихал Армаду в прорези для лыж – безуспешно , зато отлично разместил в отделении для бордов . Вот и гондола для наших фэтов не приспособлена , братья … Но в Гудаури , где поднявшиеся на второй очереди люди рассасываются в неизвестных направлениях и понятие очереди отсутствует , можно или брать их с собой в кабину или жертвовать одним бордером на посадке . Учитывая , что у нас он всего один , наш маленький плюшевый львенок , мы спокойно занимали эту широкую прорезь для доски своими лыжами .
В солнечный день самое главное – вовремя закрыть рот и начать двигаться . Иначе панорамный обзор завораживающих горных вершин грозит стать вечностью . Так вот , эту вечность надо отложить . Потому что открыта Садзеле .
Садзеле - еще та смотровая площадка . Наверху голые люди фотографируются в разнообразных позах , задорно кричат , дурачатся . Это сродни легкому опьянению , такая себе легкая стадия горняшки .
Еще бы , некоторые впервые на 3300 . Садзеле катабельна с любой стороны , но по совету Олега Che выбираем кулуары влево с подьемника . Острая каменная гряда разделяет их . Возле гряды снег задут и плотен . На нем так здорово все получается , но уклон чегетский , скорость растет мгновенно , стоит только опустить носки лыж . Снег с этой стороны не прихвачен солнцем , в меру жестковат . Коби бесстрастно наблюдает за нами . Ее цирк раскатывают вертолетчики .
Если ты еще не пресыщен совершенством – тебе сюда . Если ты любишь быть с горой на равных – тебе сюда . Здесь хранится ДНК горных лыж . Здесь философский камень и смысл нашей жизни . Один день катания на Садзеле дает больше для техники чем вся жизнь до этого момента . Она хитрая и коварная , но справедливая , эта гордая Садзеле . Сильных она проверяет , гнет как тетиву , поверив в стойкость пускает в свои потаенные места , открывает красоты , нетронутые ложбины .
Кто послабее получает в награду лишь траверсы да выкатанную трассу . Я выменял ее благосклонность на кольцо от телескопа , взамен получив день упоения . День двух соседей –кулуаров , не похожих друг на друга , день тяжелого беккантри среди камней , день великолепного маятника через голову на южном склоне , поймав маленький камешек левой Джейкой . Сильнее всего пострадала наклейка на шлеме , а выиграла моя гибкость , когда я доставал оброненный выше по склону телескоп . А я только шептал обожженными губами « Гор , выжженный пергамент , небо под ногами …» И в награду мне была Ушба , такая красавица …
Притихшие и уставшие мы катились по тропке к « Озону « . А когда спешились , Лев доверительно сказал мне « Ты знаешь , я счастлив …» .
У нас еще остались силы рвануть в « Севен « . Во –первых , у нас закончился мацони , а во –вторых , мы так приноровились ходить , что 1 час 15 минут до « Севена « вверх по змеевидному серпантину наверное были не самым худшим временем . Севенчане были очень рады нашему неожиданному появлению , заботливый Титан поддержал наши гаснущие силы львиной долей чая с титанической шоколадкой . На галдеж подтянулся Валико , зашумел камин , стена источала тепло . Было очень уютно . Мы сгрудились возле камина , глотали что –то пахучее из маленьких бокалов , не спеша делились впечатлениями . Это был один из тех дней , которые я так люблю на лыжах . Когда смысл и содержание переполняют , когда приятная усталость еще не свалила в кровать , а просто накрыла истомой . Когда притихшие друзья сидят возле огня , что –то вспоминают , негромко произносят фразы , но все понятно и без слов . Когда ты настолько понимаешь , о чем думает друг , что можно разговаривать глазами . Когда ты понимаешь , что этот день ты прожил не зря , что ты в этот день вместил полжизни …
Опубликовано